Время основания 1906 год
Флаг | Герб |
Страна |
Россия
|
Субъект федерации |
Костромская область
|
Городской округ |
Город Шарья
|
Координаты | 58°22′00″ с. ш.45°30′00″ в. д. (G) (O) (Я)
Координаты: 58°22′00″ с. ш. 45°30′00″ в. д. (G) (O) (Я) |
Глава городского округа |
Царицын Иван Юрьевич
|
Основан |
1906
|
Город с |
1938
|
Площадь |
25,3 км²
|
Высота центра |
110 м
|
Население |
↗23 866[1] человек (2015)
|
Названия жителей |
шарьинец, шарьинка, шарьинцы
|
Часовой пояс |
UTC+3
|
Телефонный код |
+7 49449
|
Почтовый индекс |
157500
|
Автомобильный код |
44
|
Код ОКАТО |
34 430
|
Код ОКТМО |
34 730 000 001
|
Официальный сайт |
adm-sharya.ru
|
История города
Шарья — городской округ областного подчинения, промышленный и культурный центр северо-востока Костромской области с населением около сорока тысяч человек. Город расположен на левом низменном берегу реки Ветлуги и занимает территорию в 2530 гектаров.
Строительство железной дороги Вятка-Вологда осуществлялось строительным управлением на средства государственной казны. Дорогу и паровозное депо Шарья начали строить в 1903 году, а в июне 1906 года участок дороги был пущен в эксплуатацию.
В начале 1907 года были закончены работы по строительству паровозного депо. В этом же году закончилось строительство вокзала, водокачки, 21-й железнодорожной школы, больницы с поликлиникой и жилых домов по улице Вокзальной ст. Шарья.
При строительстве нещадно эксплуатировался труд крестьян. На месте нынешних складов межрайбазы возникло кладбище, названное в народе татарским, где хоронили умерших от непосильного труда и антисанитарных условий жизни строителей.
Дорогу к станции подводили с востока. В Котельнич водным путём из Сормова были доставлены в разобранном виде первые паровозы серии Ов и Од. От реки Вятки до города Котельнича была построена временная железнодорожная ветка. Эти паровозы и подвижной состав использовались в строительстве дороги на Свечу и Шарью. Одновременно строились вокзалы, жилые дома, водокачки и водонапорные башни на станциях.
Строительство дороги требовало больших средств, так как верста железнодорожной линии стоила в среднем 50 тыс. рублей золотом, чем царское правительство в то время не располагало, и поэтому были вынуждены сдавать постройку железной дороги отдельными участками частным подрядчикам. Так на участке Варакинский — Шарья-Соколовский (до 1960 года назывался ст. Забегалиха) все строительство зданий и служебных помещений было сдано подрядчику Барголову, а строительство пути со всеми земляными работами — подрядчику Миронову. Подрядчики заключали с рабочими кабальные договора. Рабочий день на строительстве был 12 часов. Взрослый рабочий за день работы получал 60 копеек, а молодые рабочие и подростки — по 30 копеек.
Строительство железнодорожного моста через реку Ветлугу вели русские специалисты и рабочие, которые имели уже большой опыт в строительстве мостов на других железных дорогах России. В июне 1906 года строительство моста закончилось.
Своим основанием и развитием город Шарья обязан железной дороге, проложенной здесь в начале прошлого века. 24 ноября1906 года состоялось официальное открытие движения поездов, и новая железная дорога стала называться Северной, а станция, расположенная на 701 км от Москвы, — Шарьей по имени реки, протекающей в двухстах метрах от вокзала. Название реки дали ещё марийцы — древние обитатели этих мест. В марийском языке много слов с корнем «шар». В данном случае более подходит горномар.шараш, что означает «лужа», или луговомар.шор — «речка». На языкемарийцев слово Шарья означает «речка»[4]. В русском языке название реки преобразовалось в Шарьинка. В данный момент река заболочена.
Постепенно станция отстраивалась и в 1917 году превратилась в крупный посёлок с паровозным и вагонным депо.
В 1938 году Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 27 ноября рабочий посёлок Шарья был преобразован в город с населением около 12 тысяч человек. С образованием в 1944 года Костромской области Шарья вошла в её состав и была отнесена к категории городов областного подчинения.
В годы Великой Отечественной войны 24 тысячи жителей города с оружием в руках защищали Родину. Почти 8000 — каждый третий — погибли в боях. Среди них — Герои Советского Союза: Д. Корязин, повторивший подвиг Гастелло; В. Таначев, А. Котегов, И. Бобарыкин, В. Душеин; — полные кавалеры ордена Славы: С. Громов, А. Краснухин. В год 60-летия Великой Победы в городе был открыт Мемориальный комплекс, где в бронзе и граните увековечены имена погибших земляков. Через станцию Шарья во время блокады Ленинграда проходили эшелоны с теплушками из блокадного Ленинграда, которые останавливались в Шарье. Умерших от истощения ленинградцев снимали с поезда и хоронили на городском кладбище Шарьи. Впоследствии на кладбище в Козлово был открыт памятник погибшим от блокады жителям Ленинграда.
В 50-70-е годы город активно развивался. ПДО «Шарьядрев» из лесокомбината превратился в крупнейшее градообразующее предприятие Костромской области . Появилось швейное, мебельное производство, увеличилось количество предприятий пищевой промышленности. В городе быстрыми темпами шло строительство, вырастали новые микрорайоны, больницы, школы, училища.
Культура
В городе 4 средних специальных учебных заведения, работают филиалы КГУ им. Н. А. Некрасова, Современного гуманитарного университета, Международного юридического института при Министерстве Юстиции РФ и Московского института экономики, менеджмента и права.
В Шарье с 1991 года открыто 4 православных храма. До 1991 года здание Никольского храма (в центре города) использовалось для краеведческого музея. 25 июня 1991 года здание Никольского храма было возвращено церковной общине. В январе 1998 года Никольский храм сгорел, через несколько лет был заново отстроен.
Сейчас в городе действуют три храма. Возрождённый деревянный храм Святителя Николая стал центром Шарьинского благочиния. При Алексеевском храме действует военно-патриотический клуб в честь Феодора Стратилата
Среди учреждений культуры особое место занимает краеведческий музей. Его экспозиции рассказывают о тех или иных периодах в жизни города. Имена местных художников: С. Ф. Богородского, А. М. Кучумова, В. М. Фёдорова, А. Б. Разумова — известны за пределами области.
Город является активным членом межрегиональной ассоциации городов Поветлужья.
СМИ
В Шарье имеются следующие СМИ:
Телеканал «Супер-ТВ»
Телеканал «ОТРК Русь»
101,1 МГц – «Рив-ЭКС»
101,6 МГц – «Русское Радио»
102,2 МГц – «Авторадио»
102,7 МГц – «Юмор FM» – Мантурово
104,2 МГц – «РДВ FM»
104,7 МГц – «Пионер FM»
105,7 МГц – «Европа Плюс» – Мантурово
106,6 МГц – «Дорожное Радио»
107,1 МГц – «Рекорд»
Газета «Ветлужский Край»
Газета «Город 44»
Газета «Избушка-Шарья»
Газета «Рив-Экспресс»
Журнал «Шарья – сердце города»
Спорт
За пределами области известны имена шарьинских чемпионов и победителей крупнейших соревнований Щепин Алексей Сергеевич Коротаева Ирина Евгеньевна Л. Колчанова, С. Перминова, А. Жуйкова, Е. Вальваса, И. Умнякова, И.Якушева. Действует СДЮСШОР (Специализированная Детско-Юношеская Спортивная Школа Олимпийского Резерва), которая имеет один из лучших в области легкоатлетический манеж. Традиционно в городе проходят областные и общероссийские соревнования по полиатлону, лёгкой атлетике, мотокроссу.
Известные люди
С городом связаны имена многих известных деятелей культуры и искусства. О Ветлуге писали Мельников-Печерский и Немирович-Данченко, рассказ «Река играет» оставил писатель Короленко. Здесь родились и творили М. Базанков, А. Беляев, О. Хомяков.
Регулярно при активном содействии администрации городского округа издаются новые книги о Шарье и её жителях, творчество местных поэтов и писателей. Венцом стала книга краеведа Н. В. Гольянова «Годы и люди», где в двух томах рассказано о судьбе Ветлужского края, шарьинцах в годы Великой Отечественной войны.