О Шарье

afu4byВремя основания 1906 год

Флаг Герб
Flag of Sharya (Kostroma oblast).png Coat of Arms of Sharya (Kostroma oblast).png
Страна
Россия
Субъект федерации
Костромская область
Городской округ
Город Шарья
Координаты 58°22′00″ с. ш.45°30′00″ в. д. (G) (O) (Я)

Координаты: 58°22′00″ с. ш. 45°30′00″ в. д. (G) (O) (Я)

Глава городского округа
Царицын Иван Юрьевич
Основан
1906
Город с
1938
Площадь
25,3 км²
Высота центра
110 м
Население
↗23 866[1] человек (2015)
Названия жителей
шарьинец, шарьинка, шарьинцы
Часовой пояс
UTC+3
Телефонный код
+7 49449
Почтовый индекс
157500
Автомобильный код
44
Код ОКАТО
34 430
Код ОКТМО
34 730 000 001
Официальный сайт
adm-sharya.ru

История города

4408771

Шарья — городской округ областного подчинения, промышленный и культурный центр северо-востока Костромской области с населением около сорока тысяч человек. Город расположен на левом низменном берегу реки Ветлуги и занимает территорию в 2530 гектаров.

Строительство железной дороги Вятка-Вологда осуществлялось строительным управлением на средства государственной казны. Дорогу и паровозное депо Шарья начали строить в 1903 году, а в июне 1906 года участок дороги был пущен в эксплуатацию.

В начале 1907 года были закончены работы по строительству паровозного депо. В этом же году закончилось строительство вокзала, водокачки, 21-й железнодорожной школы, больницы с поликлиникой и жилых домов по улице Вокзальной ст. Шарья.

При строительстве нещадно эксплуатировался труд крестьян. На месте нынешних складов межрайбазы возникло кладбище, названное в народе татарским, где хоронили умерших от непосильного труда и антисанитарных условий жизни строителей.

Дорогу к станции подводили с востока. В Котельнич водным путём из Сормова были доставлены в разобранном виде первые паровозы серии Ов и Од. От реки Вятки до города Котельнича была построена временная железнодорожная ветка. Эти паровозы и подвижной состав использовались в строительстве дороги на Свечу и Шарью. Одновременно строились вокзалы, жилые дома, водокачки и водонапорные башни на станциях.

Здание вокзалаСтроительство дороги требовало больших средств, так как верста железнодорожной линии стоила в среднем 50 тыс. рублей золотом, чем царское правительство в то время не располагало, и поэтому были вынуждены сдавать постройку железной дороги отдельными участками частным подрядчикам. Так на участке Варакинский — Шарья-Соколовский (до 1960 года назывался ст. Забегалиха) все строительство зданий и служебных помещений было сдано подрядчику Барголову, а строительство пути со всеми земляными работами — подрядчику Миронову. Подрядчики заключали с рабочими кабальные договора. Рабочий день на строительстве был 12 часов. Взрослый рабочий за день работы получал 60 копеек, а молодые рабочие и подростки — по 30 копеек.

Строительство железнодорожного моста через реку Ветлугу вели русские специалисты и рабочие, которые имели уже большой опыт в строительстве мостов на других железных дорогах России. В июне 1906 года строительство моста закончилось.

Своим основанием и развитием город Шарья обязан железной дороге, проложенной здесь в начале прошлого века. 24 ноября1906 года состоялось официальное открытие движения поездов, и новая железная дорога стала называться Северной, а станция, расположенная на 701 км от Москвы, — Шарьей по имени реки, протекающей в двухстах метрах от вокзала. Название реки дали ещё марийцы — древние обитатели этих мест. В марийском языке много слов с корнем «шар». В данном случае более подходит горномар.шараш, что означает «лужа», или луговомар.шор — «речка». На языкемарийцев слово Шарья означает «речка»[4]. В русском языке название реки преобразовалось в Шарьинка. В данный момент река заболочена.

Постепенно станция отстраивалась и в 1917 году превратилась в крупный посёлок с паровозным и вагонным депо.

В 1938 году Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 27 ноября рабочий посёлок Шарья был преобразован в город с населением около 12 тысяч человек. С образованием в 1944 года Костромской области Шарья вошла в её состав и была отнесена к категории городов областного подчинения.

В годы Великой Отечественной войны 24 тысячи жителей города с оружием в руках защищали Родину. Почти 8000 — каждый третий — погибли в боях. Среди них — Герои Советского Союза: Д. Корязин, повторивший подвиг Гастелло; В. Таначев, А. Котегов, И. Бобарыкин, В. Душеин; — полные кавалеры ордена Славы: С. Громов, А. Краснухин. В год 60-летия Великой Победы в городе был открыт Мемориальный комплекс, где в бронзе и граните увековечены имена погибших земляков. Через станцию Шарья во время блокады Ленинграда проходили эшелоны с теплушками из блокадного Ленинграда, которые останавливались в Шарье. Умерших от истощения ленинградцев снимали с поезда и хоронили на городском кладбище Шарьи. Впоследствии на кладбище в Козлово был открыт памятник погибшим от блокады жителям Ленинграда.

В 50-70-е годы город активно развивался. ПДО «Шарьядрев» из лесокомбината превратился в крупнейшее градообразующее предприятие Костромской области . Появилось швейное, мебельное производство, увеличилось количество предприятий пищевой промышленности. В городе быстрыми темпами шло строительство, вырастали новые микрорайоны, больницы, школы, училища.

Культура

Храм Святителя Николая

В городе 4 средних специальных учебных заведения, работают филиалы КГУ им. Н. А. Некрасова, Современного гуманитарного университета, Международного юридического института при Министерстве Юстиции РФ и Московского института экономики, менеджмента и права.

В Шарье с 1991 года открыто 4 православных храма. До 1991 года здание Никольского храма (в центре города) использовалось для краеведческого музея. 25 июня 1991 года здание Никольского храма было возвращено церковной общине. В январе 1998 года Никольский храм сгорел, через несколько лет был заново отстроен.

Сейчас в городе действуют три храма. Возрождённый деревянный храм Святителя Николая стал центром Шарьинского благочиния. При Алексеевском храме действует военно-патриотический клуб в честь Феодора Стратилата

Среди учреждений культуры особое место занимает краеведческий музей. Его экспозиции рассказывают о тех или иных периодах в жизни города. Имена местных художников: С. Ф. Богородского, А. М. Кучумова, В. М. Фёдорова, А. Б. Разумова — известны за пределами области.

Город является активным членом межрегиональной ассоциации городов Поветлужья.

СМИ

В Шарье имеются следующие СМИ:

Телеканал «Супер-ТВ»

Телеканал «ОТРК Русь»

101,1 МГц — «Рив-ЭКС»

101,6 МГц — «Русское Радио»

102,2 МГц — «Авторадио»

102,7 МГц — «Юмор FM» — Мантурово

104,2 МГц — «РДВ FM»

104,7 МГц — «Пионер FM»

105,7 МГц — «Европа Плюс» — Мантурово

106,6 МГц — «Дорожное Радио»

107,1 МГц — «Рекорд»

Газета «Ветлужский Край»

Газета «Город 44»

Газета «Избушка-Шарья»

Газета «Рив-Экспресс»

Журнал «Шарья — сердце города»

Спорт

За пределами области известны имена шарьинских чемпионов и победителей крупнейших соревнований Щепин Алексей Сергеевич Коротаева Ирина Евгеньевна Л. Колчанова, С. Перминова, А. Жуйкова, Е. Вальваса, И. Умнякова, И.Якушева. Действует СДЮСШОР (Специализированная Детско-Юношеская Спортивная Школа Олимпийского Резерва), которая имеет один из лучших в области легкоатлетический манеж. Традиционно в городе проходят областные и общероссийские соревнования по полиатлону, лёгкой атлетике, мотокроссу.

Известные люди

С городом связаны имена многих известных деятелей культуры и искусства. О Ветлуге писали Мельников-Печерский и Немирович-Данченко, рассказ «Река играет» оставил писатель Короленко. Здесь родились и творили М. Базанков, А. Беляев, О. Хомяков.

Регулярно при активном содействии администрации городского округа издаются новые книги о Шарье и её жителях, творчество местных поэтов и писателей. Венцом стала книга краеведа Н. В. Гольянова «Годы и люди», где в двух томах рассказано о судьбе Ветлужского края, шарьинцах в годы Великой Отечественной войны.